ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА Мировая
сеть ж. д. насчитывает около 1,3 млн. км. Она построена в основном во
второй половине 19 - начале 20 вв. К 1913 г. ж.-д. сеть достигала 1,1
млн. км, в т. ч. в России - 71,7 тыс. км, в США - 410 тыс. км, Европе
(без Европейской части России) - около 300 тыс. км. В 1922 г. в общей
протяженности ж. д. мира, составлявшей 1,2 млн. км, 256 тыс. км, или
21,5%, были узкоколейные железные дороги, в т. ч. в Европе около 55 тыс.
км, или 18%. К началу 21 в. сеть железных дорог США сократилась почти в
два раза в связи с развитием других видов транспорта и слиянием
железных дорог в результате ликвидации многих построенных частными
компаниями параллельных линий, а также малодеятельных линий. Произошло
также сокращение сети в большинстве европейских стран. При этом
узкоколейных ж. д. осталось около 5 тыс. км. В то же время во многих
других странах продолжалось новое ж.-д. строительство. В СССР ж.-д. сеть
удвоилась, достигнув в 1991 г. 148,2 тыс. км. В 2002 г. протяженность
сети ж. д. составила (тыс. км): в России - 85,5; США - порядка 230 (в т.
ч. ж. д. I класса 160,5), Канаде -49,8 (2001 г.); в Европе (без ж. д.
государств - участников СНГ) - 229,8, в т. ч. в Германии - 36, Франции -
29,4, Польше - 20.1, Великобритании - 16,4, Италии - 16,4, Испании - 13,8, Швеции - 10,9; в Азии, в т. ч. в Китае - 59,1, Индии - 63, Японии - 20.2.
В связи с быстрым развитием автомобильного, воздушного и
трубопроводного транспорта доля железных дорог в перевозках сократилась,
хотя объемы их перевозочной работы в большинстве стран возросли.
В
особенно сложном положении оказались европейские ж. д., в основном в
связи с очень большим ростом автомобильных перевозок, худшими
конкурентными условиями на рынке транспортных услуг, большим удельным
весом в перевозочной работе пассажирских перевозок (в среднем по Европе -
около 49%). В странах Европейского Союза (ЕС), в который в 2001 г.
входили 15 стран с ж.-д. сетью 150,4 тыс. км, на автоперевозки
приходилось 44% всего рынка грузоперевозок, на
морской каботаж - 41%, на железные дороги - 8%, на внутренние водные
пути - 4%. В общем пассажирообороте доля ж. д. составила 6%. При этом с
1970 г. по 2001 г. грузооборот ж. д. уменьшился с 283 млрд. до 241 млрд.
т-км, а их доля в общем грузообороте сократилась с 21,1% до 8,4%. В США
грузооборот ж. д. -за этот период возрос почти в два раза, а их доля в
общем грузообороте всех видов транспорта возросла с 33,8% в 1970 г. до
41,7% в 2001 г.
В
условиях развития европейской интеграции, сложного финансового
положения ж. д., учитывая их важные преимущества, высокую безопасность и
экологическую чистоту, в 1991 г. ЕС была принята директива 91/440,
согласно которой требовалось: придать национальным ж.-д. системам полную
хозяйственную самостоятельность; оздоровить их финансовое положение и
списать (либо реструктурировать) их долгосрочную задолженность; отделить
владение и управление инфраструктурой от эксплуатационной деятельности
(по крайней мере в финансовой сфере); гарантировать на справедливых
коммерческих условиях свободный доступ третьих фирм (сторонних компаний)
к пользованию путевой инфраструктурой и др. Однако в государствах,
реализующих в той или иной мере установки директивы ЕС, не было
достигнуто желаемых результатов в части увеличения объемов перевозок,
повышения эффективности работы и т. д. В ряде стран ж.-д. администрации
считают нецелесообразным реализацию отдельных положений директивы ЕС
(особенно разделение функций управления перевозочным процессом и
инфраструктурой, поскольку это снижает управляемость и эффективность
работы ж. д.). Реформирование ряда ж. д. стран СНГ, Латвии, Литвы и
Эстонии осуществляется по собственным программам.
Источник: http://donhim.ucoz.ua/ |