9.1. Подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижной состав,
должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое
обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем
его бесперебойную работу, безопасность движения и технику безопасности.
Предупреждение появления неисправностей и обеспечение установленных сроков службы
подвижного состава должно быть главным в работе лиц, ответственных за его техническое
обслуживание и ремонт.
Пассажирские вагоны на тележках ЦМВ могут следовать в поездах со скоростью не более
120 км/ч.
Дополнительные требования к подвижному составу, который обращается в пассажирских
поездах со скоростью более 140 км/ч, устанавливаются соответствующей инструкцией
МПС. 9.2. Типы и основные характеристики вновь строящегося подвижного состава
утверждаются в порядке, установленном МПС.
Техническое задание на вновь строящийся подвижной состав утверждается поставщиком
по согласованию с МПС, а чертежи узлов и деталей и технические условия - по согласованию
с соответствующими главными управлениями МПС. 9.3. Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию
должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями,
установленными МПС.
Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плановое движение с наибольшими
конструкционными скоростями перспективных локомотивов, предназначенных для обслуживания
соответствующих категорий поездов.
Вагоны, не имеющие переходных площадок, должны иметь специальные подножки и поручни.
9.4. Вносить изменения в конструкции основных узлов принятого в эксплуатацию
подвижного состава, в том числе специального самоходного подвижного состава, допускается
только с разрешения соответствующих главных управлений МПС. 9.5. Подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита подвижного
состава, установленного Государственным стандартом. 9.6. Вновь построенный, а также прошедший капитальный ремонт подвижной состав,
в том числе специальный самоходный подвижной состав, до сдачи его в эксплуатацию
на железную дорогу должен быть испытан и принят от завода-поставщика в порядке,
установленном МПС. 9.7. Каждая единица подвижного состава, в том числе специального самоходного
подвижного состава, должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
технический знак Российских железных дорог, инициалы железной дороги (кроме вагонов),
номер (для пассажирских вагонов содержит код дороги приписки), табличку завода-изготовителя
с указанием даты и места постройки, дату и место производства установленных видов
ремонта, вес тары (кроме локомотивов и специального самоходного подвижного состава).
Кроме того, должны быть нанесены следующие надписи: на локомотивах, моторвагонном
подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе - конструкционная скорость,
серия, наименование депо или другого предприятия приписки, таблички и надписи об
освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов и котла; на пассажирских вагонах,
моторвагонном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе на котором
предусматривается доставка работников к месту производства работ и обратно- число
мест; на грузовых вагонах - грузоподъемность. На тендерах паровозов должны быть
обозначены серия, номер и инициалы железной дороги приписки.
Другие знаки и надписи на подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе
наносятся в порядке, установленном МПС. 9.8. На каждый локомотив, вагон и единицу моторвагонного и специального подвижного
состава должен вестись технический паспорт, содержащий важнейшие технические и эксплуатационные
характеристики. 9.10. Технические требования к специальному подвижному составу и съемным
подвижным единицам, а также порядок их технического обслуживания, ремонта и эксплуатации
устанавливаются МПС. 9.11. Принадлежащие другим ведомствам, предприятиям и организациям локомотивы
и вагон, выходящие на пути общей сети железных дорог, должны соответствовать требованиям
настоящих Правил. Порядок обращения такого подвижного состава на путях общей сети
железных дорог устанавливается МПС, а порядок выхода локомотивов на станцию примыкания
- начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги
отделений железной дороги - заместителем начальника железной дороги.
Глава X. Колесные пары
10.1. Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным
Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар
подвижного состава, и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования
и полного освидетельствования колесной пары, а также клейма о приемке ее при формировании.
Знаки и клейма ставятся в местах, предусмотренных правилами маркировки.
Колесные пары в установленном порядке должны подвергаться осмотру под подвижным
составом, обыкновенному и полному освидетельствованиям, а при подкатке регистрироваться
в соответствующих журналах или паспортах. 10.2. Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно
быть 1440 мм. У локомотивов и вагонов, а также специального самоходного подвижного
состава, обращающихся в поездах со скоростью свыше 120 км/ч до 140 км/ч, отклонения
допускаются в сторону увеличения не более 3 мм и в сторону уменьшения не более 1
мм, при скоростях до 120 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения
не более 3 мм:
10.3. Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах
подвижной состав, включая специальный самоходный подвижной состав, с трещиной в
любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при
наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах
и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного
состава:
а) при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч:
прокат по кругу катания у локомотивов, моторвагонного подвижного состава,
пассажирских вагонов более 5 мм;
толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм у локомотивов при измерении на
расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у подвижного состава
с высотой гребня 28 мм - при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
б) при скоростях движения до 120 км/ч:
прокат по кругу катания у локомотивов, а также у моторвагонного и специального
самоходного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах дальнего сообщения
- более 7 мм, у моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах
местного и пригородного сообщений - более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка
и грузовых вагонов - более 9 мм;
толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у локомотивов при измерении на
расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у подвижного состава
с высотой гребня 28 мм - при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
в) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
г) ползун (выбоина) на поверхности катания у локомотивов, моторвагонного и специального
подвижного состава, а также у тендеров паровозов и вагонов с роликовыми буксовыми
подшипниками более 1 мм, а у тендеров и вагонов с подшипниками скольжения более
2 мм.
При обнаружении в пути следования у вагона, кроме моторного вагона моторвагонного
подвижного состава или тендера с роликовыми буксовыми подшипниками, ползуна (выбоины)
глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без
отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой - не свыше
70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания имеющего средства для замены
колесных пар.
При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона моторвагонного подвижного
состава, а также специального самоходного подвижного состава, от 2 до 6 мм, у локомотива
и моторного вагона моторвагонного подвижного состава от 1 до 2 мм допускается следование
поезда до ближайшей станции со скоростью 15 км/ч, а при величине ползуна соответственно
свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм - со скоростью 10 км/ч, где колесная пара должна
быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива
и моторного вагона моторвагонного подвижного состава разрешается следование со скоростью
10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары.
Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый
электродвигатель (группа электродвигателей) поврежденной колесной пары отключены.
При включении грузовых вагонов в пассажирские поезда нормы содержания колесных пар
должны удовлетворять нормам, установленным для пассажирских поездов.
Глава XII. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
12.1. Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах
подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижной состав имеющий неисправности,
угрожающие безопасности движения, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние
которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Не допускается выдача под
поезда, обслуживаемые одним машинистом, локомотивов и моторвагонного подвижного
состава, выработавшего установленный срок службы.
Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны, имеющие неисправности электропневматического
тормоза, отопления, электрооборудования, вентиляции и другие неисправности, нарушающие
нормальные условия перевозки пассажиров, а также пассажирские вагоны с радиокупе
(штабные) с неисправной радиосвязью начальника (механика-бригадира) пассажирского
поезда с машинистом.
Вагоны включаемые в пассажирские поезда с электроотоплением, должны быть оборудованы
системой автоматического управления электроотоплением.
Требования к техническому состоянию подвижного состава, а также порядок его технического
обслуживания и ремонта устанавливаются МПС. 12.2. Систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава, нормы
межремонтных пробегов и порядок постановки в ремонт устанавливает МПС.
Технические указания и типовые технологические процессы по техническому обслуживанию
и ремонту подвижного состава утверждаются соответствующими главными управлениями
МПС. 12.3. Ответственность за качество выполненного технического обслуживания
и ремонта и безопасность движения подвижного состава несут работники, непосредственно
осуществляющие техническое обслуживание и ремонт, мастера и руководители соответствующих
заводов, депо, в том числе депо для специального самоходного подвижного состава,
путевых машинных станций, дистанций, мастерских и пунктов технического обслуживания.
Техническое обслуживание и ремонт вагонов
12.11. Техническое обслуживание и ремонт вагонов производятся в пунктах технического
обслуживания, в вагонных депо и на заводах.
При техническом обслуживании проверяется:
- состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам;
- исправность действия тормозного оборудования и автосцепного устройства;
- состояние и исправность ходовых частей (тележек). Суммарный, минимальный зазор
между скользунами с обеих сторон тележки у всех типов четырехосных вагонов, включая
хоппер-дозаторы типа ЦНИИ-ДВЗ, должен быть не более 20 мм и не менее 4 мм, кроме
хопперов для перевозки угля, горячего агломерата, апатитов и хоппер-дозаторов ЦНИИ-2,
ЦНИИ-3, думпкаров ВС-50, у которых зазор должен быть не более 12 мм и не менее 6
мм, а у думпкаров ВС-80, ВС-82, ВС-85 - не более 20 мм и не менее 12 мм. Зазоры
между скользунами соединительной и шкворневой балками с обеих сторон одного конца
восьмиосной цистерны должны быть от 4 до 15 мм;
- исправность кузовов и котлов цистерн, гарантирующая сохранность перевозимых грузов;
- исправность переходных площадок, специальных подножек и поручней;
- наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и оборудования
подвижного состава.
Запрещается подача под погрузку грузов и посадку людей неисправных вагонов и без
предъявления их к техническому обслуживанию. О признании их годными должна быть
произведена запись в специальном журнале.
Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на станции, где нет пунктов технического
обслуживания, а также груженые вагоны, которые намечено использовать на таких станциях
под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы
на ближайшем пункте технического обслуживания, расположенном перед станцией погрузки.
Порядок предъявления вагонов к техническому обслуживанию и уведомления об их годности
устанавливается начальником железной дороги. 12.12. На станциях формирования и расформирования, в пути следования - на
станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен
пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован.
На этих станциях организуется безотцепочный ремонт вагонов.
На станциях, где нет пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой
в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции,
имеющей пункт технического обслуживания.
Порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию и уведомления об их готовности,
а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях,
где нет пунктов технического обслуживания, устанавливаются начальником железной
дороги. 12.13. Работники пунктов технического обслуживания должны своевременно и
в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов производить
техническое обслуживание и ремонт вагонов.
Ответственность за безопасность движения и проследование вагонов без отцепки от
поезда в пределах гарантийного участка, установленного начальником железной дороги,
несут работники указанных пунктов.
Глава IV. Сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйств, для обслуживания
и ремонта специального подвижного состава, водоснабжения и канализации. Восстановительные
средства
4.2. Размещение и техническое оснащение вагонных депо и участков, пунктов
технического обслуживания вагонов, промывочно-пропарочных станций и других сооружений
и устройств вагонного хозяйства должны обеспечивать установленные размеры движения
поездов, качественный ремонт и техническое обслуживание, рациональное использование
материальных ресурсов, безопасные условия труда.
Ремонтно-экипировочные депо и пассажирские технические станции должны иметь необходимую
технологическую оснастку для качественной подготовки пассажирских вагонов в рейс.
4.3. Устройства водоснабжения и водообработки должны обеспечивать бесперебойное
снабжение водой надлежащего качества и в необходимом количестве локомотивов, поездов,
станций и предприятий железнодорожного транспорта, а также удовлетворять другие
хозяйственные, противопожарные и питьевые потребности.
Канализационные сооружения должны обеспечивать очистку сточных вод железнодорожных
предприятий и жилых поселков в соответствии с санитарными нормами.
Запрещается занимать подвижным составом пути постоянной стоянки восстановительных
и пожарных поездов, автомотрис и дрезин, предназначенных для ведения восстановительных
работ.
Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756 от 26 мая 2000 г.