Многолетняя история Донецкой железной дороги - часть истории Донецкого края.
Славу региона-труженика Донбасс заслужил и благодаря работе сплоченного коллектива Донецкой железной дороги.
5 января 2010 года исполнилось 140 лет Донецкой железной
дороге, одной из самых разветвленных магистралей Украины,
обслуживающей Донбасский промышленный узел. Почти 50 лет ушло на
строительство и ввод в эксплуатацию всей сети ее рельсового пути.
Донецкая магистраль - одно из старейших предприятий востока Украины. Она была
основана 23 декабря 1869 года (по старому стилю). Именно в этот день была введена в эксплуатацию Курско-Харьковско-Азовская
магистраль общей протяженностью 332 версты. Она сыграла важную роль в развитии экономики Донбасса -
началось строительство доменных и сталеплавильных печей, заводов. Новая дорога давала также выход к
Азовскому морю.
Магистраль продолжала развиваться, строились новые
участки. Так уже в конце 1878 г. протяженность
каменноугольной достигла 479 верст. На дороге имелось 15 паровозных
депо, из них крупные в Дебальцево, Ровеньках, Попасной,
Крамоторской, Никитовке. Чтобы представить, например, депо первого
класса Дебальцево представляло два сарая со стойлами на 32 паровоза,
в Ровеньках, Попасной - по одному сараю на 12 паровозов. В 1878 г. на
Донецкой работало 92 паровоза, изготовленных в основном в Германии.
Ремонтировался подвижной состав в четырех мастерских - Луганский завод,
на станциях Дебальцево, Ровеньки, Попасная.
Управлений находилось в Луганске. За первые пять лет перевозки на дороге
возросли в пять раз.
Но дорога работала убыточно. Очень неэффективна была передача с одной
дороги на другую.
В 1900 г. стало уже 712 паровозов, вагонный парк увеличился в 10 раз. К концу
1928 г. протяженность железной дороги составила 2545 км. В 1934 г. Управление дороги
перенесено в г.Артемовск.
1935 г. стал переломным на железнодорожном транспорте. Впервые после ряда лет железная
дорога перевыполнила задание по погрузке и намного увеличила выгрузку. По размерам
погрузки дорога занимала первое место в стране. Здесь осуществлялось 42% общей погрузки
угля и 15% черных металлов. Впервые в 1936 г. начали оформление билетов транзитным пассажирам.
В мае 1937 г. была выделена из Донецкой и Приднепровской дорог новая Южно-Донецкая дорога.
Управление размещалось в Ясиноватой.
В годы Великой Отечественной войны все железные дороги были переведены на
военное положение. За годы войны было разрушено 8 тыс.км. путей, 1500 мостов,
27 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 400 вокзалов и станционных зданий.
После окончания Великой Отечественной войны по особому
распоряжению министра Путей сообщения архитектором Воронцовым И.И.,
главным конструктором Полторак П.Г. был разработан проект нового здания
вокзала станции Сталино. Строился вокзал в 1946-1949 годах и стал важным
градостроительным объектом.
В 1961 году город Сталино был переименован в город Донецк. В 2009 году
вокзалу исполнилось 60 лет.
Донецкая железная дорога, как единая дорога, обслуживающая Донецкий бассейн,
была создана по решению Совета Министров СССР в мае 1953г.
Сегодня Донецкая железная дорога представляет мощный транспортный комплекс, обслуживающий
крупнейший промышленный район Украины - Донбасс. В основном Донецкая магистраль пролегает
по территории Донецкой, Луганской, частично Днепропетровской, Запорожской, Харьковской
областей Украины. Железнодорожными линиями магистраль связывает в единый транспортный
конвейер Донбасс с Приднепровьем, центральные районы России и Украину - с Кавказом и
Поволжьем. На юге дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский морской
торговый порт.
Донецкая магистраль самая крупная в Украине по размерам
грузовой работы.
На дороге проводится систематическая работа по совершенствованию форм и
структур управления
производственно-финансовой деятельностью, обновлению производственных
мощностей, качественному улучшению обслуживания клиентов и пассажиров.
Произведенная реконструкция станции Мариуполь-Порт позволила в 2,5 раза увеличить
объемы переработки вагонов в Мариупольском порту. Осуществлена программа работ
по обновлению пути, железнодорожных обустройств с повышением скоростей движения поездов
до 120 км в час на участке Донецк - Чаплино, входящего в состав грузонапряженных направлений.
Это позволило значительно сократить время хода поездов, повысить безопасность движения.
Реконструированы вокзалы станций Донецк, Мариуполь, Коммунарск,
Харцызск, Луганск и другие.
После реконструкции вокзал в Донецке стал одним из лучших в Украине. Здесь к услугам
пассажиров есть "Сервис-Центр", осуществляющий не только продажу билетов в прямом
сообщении и на обратный выезд, но и другие услуги. Каждый желающий сможет заказать
здесь билет на самолет или на поезд от любой станции Украины. Аналогичный сервисный
центр работает в вокзале Луганска.
Обновляется парк пассажирских вагонов.
Тысячи пассажиров уже совершили поездки на экспрессах, курсирующих из
Донецка в Киев и по маршруту Луганск - Киев. Эти поезда после капитального ремонта предприятием ОАО "Днепрвагонремстрой"
не просто преобразились, а гарантируют комфорт и безопасность.
Капитальный ремонт подвижного состава производится как на специализированных ремонтных
заводах, так и в локомотивных, вагонных депо дороги.
Дорога имеет развитую социальную сферу. О здоровье работников магистрали заботятся 17
лечебно-профилактических учереждений: 12 больниц и 5 линейных поликлиник.
На балансе дороги имеются: 3 Центра профессионального развития персонала;
детская железная дорога.
Для проведения культурных,
спортивно-массовых мероприятий задействованы 5 домов науки и техники и 1 детский дом культуры, 9
спортивных сооружений.
Оздоровительный комплекс
дороги включает в себя 5 детских здравниц, 1 пансионат, 2
санатория-профилактория.
История Донецкой железной дороги представлена экспонатами музея Донецкой железной дороги. Они документально
иллюстрируют 130-летнюю историю развития магистрали Донбасса. В музее представлены образцы старинных фотографий и документов,
знаков различия железнодорожников и наградных значков, железнодорожной форменной одежды, инструмента,
оборудования и приборов, применяемых на железных дорогах.
Работниками музея ведётся работа по сбору и реставрации старой железнодорожной техники.
Уже найдены и реставрируются образцы паровозов серий ФД, Л, Ов, Эр, Эм, Эу, представлены
образцы тепловозов и электровоза, вагонный подвижной состав.
Администрация дороги для размещения экспозиции растущего музея выделила помещение бывшего вагонного депо Донецк,
проект реконструкции которого в настоящее время выполняет институт Донжелдорпроект.
Экспозиция музея расположена в двух реставрированных вагонах, хорошо видных с перрона вокзала станции Донецк.
Здесь же находится и паровоз серии ФД 20 №1393, который долгое время водил знаменитый машинист из Дебальцево,
трижды Почётный железнодорожник, Герой Социалистического труда Дубина Василий Яковлевич.
Источник: http://donhim.ucoz.ua/ |