Тележками называются устройства, которые обеспечивают безопасное
движение вагона по рельсовому пути, с минимальным сопротивлением и
необходимой плавностью хода.
Подавляющее большинство грузовых вагонов парка РФ, стран СНГ и
Балтии, а также предприятий-собственников подвижного состава
эксплуатируются на двухосных тележках модели 18-100. До 1972 г. эта
тележка имела наименование — ЦНИИ-Х3, т. е. разработчиком ее был
Центральный научно-исследовательский институт МПС, изобретатель —
инженер Ханин, а цифра 3 — третий вариант.
Общий вид и схема тележки 18-100:
Тележка включает: две колесные пары с буксовыми узлами; две
литые рамы боковые; два рессорных комплекта; литую балку надрессорную с
подпятником, шкворнем и скользунами; навесную рычажную тормозную
передачу.
Общий вид составных частей тележки модели 18-100 без колесных пар с
буксовыми узлами, включает в себя следующие детали: рама боковая и балка
надрессорная, тормозная передача и рессорный комплект.
Балка надрессорная
Надрессорной балкой называется несущий элемент тележки,
выполненный в виде пустотелой балки, опирающийся на рессорные комплекты,
и снабженная подпятником и скользунами, что обеспечивает
перераспределение нагрузок на рессорные комплекты.
Надрессорная балка представляет собой достаточно сложную
пустотелую с отверстиями литую конструкцию, в которой выделяются
следующие элементы: подпятник; скользуны; опорные поверхности для
рессорных комплектов; упоры, ограничивающие горизонтальные смещения
балки относительно рессорных комплектов, и технологические отверстия.
Общий вид детали надрессорная балка тележки 18-100:
Подпятник балки надрессорной имеет плоскую рабочую поверхность
для опоры и вращения в нем подпятника рамы вагона. Через центр
подпятника проходит стальной стержень — шкворень, предохраняющий
саморазборку соединения пятник—подпятник.
Скользун состоит из опоры (корпуса) и съемного колпака. Между
ними помещается прокладка, для регулирования зазора между скользунами на
раме вагона и надрессорной балке тележки.
Рама боковая
Рамой тележки называется базовая часть, включающая боковые рамы
или другие несущие элементы, которая объединяет в единую систему
колесные пары с буксовыми узлами, рессорное подвешивание, надрессорную
балку и навесное тормозное оборудование.
Конструкция боковой рамы образована верхним и нижним поясом,
объединенными наклонными поясами и колонками, образующими в её средней
части проем для размещения комплекта центрального рессорного
подвешивания. По концам боковой рамы расположены буксовые проемы.
Особенностью конфигурации рамы является выпуклость верхнего пояса вверх.
Общий вид детали боковая рама тележки модели 18-100 разных лет выпуска:
По бокам центрального проема в верхней части боковой рамы
расположены направляющие, к которым прикреплены фрикционные планки,
взаимодействующие с фрикционными клиньями при их вертикальных и
поперечных перемещениях. Поперечные перемещения клиньев ограничены
упорами. Поверхности фрикционных планок также воспринимают продольные
нагрузки при соударении вагонов и проходе горочных замедлителей.
В нижней части проема расположена опорная поверхность для
установки комплекта из семи двухрядных пружин с буртами и бонками для
ограничения их перемещений. Нижняя часть опорной плиты усилена
косынками, а в зоне нижних углов расположены полки, являющиеся опорами
для наконечников триангелей в случае обрыва их подвесок, кронштейны
которых расположены в верхней части боковой рамы.
Буксовые проемы боковой рамы имеют в верхней части приливы,
через которые боковая рама взаимодействует с опорными поверхностями
букс. Буксовые челюсти снабжены вертикальными направляющими приливами,
для взаимодействия с приливами на корпусах букс. Букса может свободно
устанавливаться в буксовом проеме боковой рамы в пределах допускаемых
зазоров.
|